Главная Новости

Такой

Опубликовано: 05.12.2019

 – Какой город в России, в Европе, в мире, на ваш взгляд, правильно работает с памятниками?

– Очень сложно говорить про «все» города, тем более когда ты куда-нибудь приезжаешь и не очень понимаешь, когда тот или иной объект поставлен. Для тебя, впервые приехавшего, это открытие, а для всех – привычный или даже банальный объект. От многих посетивших Лондон всегда слышишь: вот памятник Черчиллю – это да, и современный, и выразительный. Но он установлен уже лет 50 назад.

такой

 

Недавно смотрел альбом с путевыми зарисовками советских графиков – и там этот памятник зарисован среди впечатлений «советского туриста». И по характеру линий очеркивающий силуэт  памятника автор-соцреалист оценил пластику монумента так же, как и ценим его мы. Еще из лондонских памятников заметный памятник Ньютону работы Эдуардо Паолоцци (1994). Он сделал сидящего обнаженного первочеловека с циркулем из гравюры Блейка, ну немного трансформировал в своей «машинной эстетике». Из последних, опять же лондонских примеров – статуя Оруэлла с сигаретой у BBC. Нервный и обаятельный автор «1984» стоит у выхода, где курят сотрудники Бритиш Бродкастинга.

Недавно я был в Праге и обратил внимание, что в столице Чехии очень хорошие мемориальные доски, вот просто образец, как можно работать в этом жанре.

– Зачем вообще нужны памятники – для развлечения туристов? Чтобы городская среда была не такой скучной? Или как дань уважения великому гражданину?

– При слове «памятник»  у большинства из нас возникает образ человека на пьедестале – сама концепция памятника возникла в Новое время. И напрямую связана с идеей уникальности национальной истории или национального «настоящего как вечного» – памятник «вечному королю-солнце» Людовику или памятники Жанне д’ Арк, обозначающие «особость» французской нации.

Будет, наверное, крайним преувеличением сказать, что города изначально строились для привлечения туристов  и специально в исторических стилях. Но при этом «Медный всадник» возник как один из значительных элементов мифотворческой деятельности Екатерины II, направленной вовне. Она сознательно на протяжении десятилетий создавала репрезентацию новой империи. Сначала конструируя  ее в текстах, пьесах, собирала на кончике эпистолярного пера. Так рождалось сначала виртуальное новое государство, а потом оно материализовалось в законах, в бюрократии, в зданиях и в том числе и монументах.

Но сейчас мы понимаем, что Новое время, или Эпоха модерна, не сказать что рухнула, но трансформируется. И поэтому концепция памятника также ставится под сомнение.

rss