Планирование жилых помещений дома

Опубликовано: 05.09.2018

видео Планирование жилых помещений дома

Проект одноэтажного дома «Эркер» с гаражом B-214-ТП

Комната является простейшей структурной единицей жилой ячейки. Габариты комнаты по длине и ширине в общем определяются из потребностей пространственного объема деятельности и передвижений. Эмпирическим путем для жилых комнат установлен нижний предел высоты потолка 2,5 м, оптимальной считается высота около 3 м.



Форма и площадь комнаты связаны с расстановкой необходимой мебели и оборудования. Их сочетание и размещение задают ту или иную схему помещения. В жилых помещениях квартиры мебелью занято в среднем 30..40% площади. Функциональные группы мебели формируют места для сна, отдыха, индивидуальной работы, еды, занятий, хранения личных вещей, приготовления пищи. Каждая из подобных групп может иметь развитый или Сокращенный набор предметов в зависимости от бытовых условий и культурных запросов.


Создаем проект дома. Урок 1: ограничения земельного участка

Наиболее удобны жилые комнаты с соотношением ширины и глубины 1:1,1; 1:1,25; и 1:1,5; предельно допустимое соотношение 1:2 (два квадрата); Глубину жилых помещений следует принимать не менее 3 и не свыше 6 м, а ширину не менее 2,4м.

Общую жилую комнату проектируют в виде единого помещения или двух зон, взаимосвязанных между собой — гостиной, предназначенной для отдыха и общения, и столовой — для приема пищи.

Обычно их стараются разъединить мебелью, раздвижной перегородкой, «буферным пространством» (пространством, выполняющим роль шлюза).

Отдых, как правило, приятен в спокойной, интимной обстановке и сопровождается дополнительным оборудованием, располагаемым вблизи. Это емкости для хранения (стеллажи, шкафы, полки, бар), журнальный столик, светильник местного освещения (торшер, бра, напольная лампа), музыкальные инструменты, аппаратура, телевизор и т. п. Набор мебели и совместное расположение предметов диктуются количеством людей, освещением, возможностью перемещения. Наиболее стабильны и нормированы габариты проходов между предметами оборудования и расстояние до экрана телевизора (2,5..3,0 м) (рис. 2.4).

В индивидуальных жилых домах наряду с функциями отдыха, досуга, приема пищи общая комната часто является местом рукодельных занятий и трудовой деятельности. В домах с мансардой в общей комнате размещается лестница, что оказывает существенное влияние на планировку всего жилища. Кроме этого в домах с придомовым участком общая комната связана с летними помещениями: террасой, верандой. Эркер (выступающая стеклянная часть комнаты), окно от пола до потолка (при условии ориентации на красивый вид и пригодную по условиям инсоляции часть света), зимний сад (который может быть представлен всего одним-двумя растениями), камин или печь значительно украсят интерьер общей комнаты (рис. 2.5..2.8).

Спальные комнаты предназначены для сна и отдыха, индивидуальных занятий, хранения одежды, книг, занятий физкультурой.

Площадь спален составляет на одного человека 8.. 10 м2; супругов — 12.. 14 м2 (рис. 2.9).

Зоны сна нуждаются в полной зрительной, акустической и психологической изоляции. Идеальным является размещение одного спального места в отдельной комнате. Длина спального места 200..210 см, ширина одинарной кровати 80 см (минимальная 70 см, максимальная 90 см), полуторной— 120 см, двойной (двухспальной) — 140 см. По конструкции кровать может быть обычной или трансформируемой: выдвижной, складной (убираемой в шкафную нишу), откидной. Существуют и другие типы трансформации: диван-кровать, кресло-кровать. Во всех случаях обязательно предусматривается место для хранения постельных принадлежностей в виде прикроватной тумбы, встроенного ящика, полки и т. п.

Каждая кровать должна иметь подход с боковой стороны.

Рис 2.4. Габаритные схемы общей комнаты (размеры мебели даны в см): а—с двумя окнами; б— с одним окном и камином.

Рис. 2.5. Диван, кресло, журнальный столик. Габаритные схемы.

Рис. 2.6. Круглый стол со стульями. Габаритная схема.

Рис. 2.7. Прямоугольный обеденный стол со стульями. Габаритная схема.

Рис. 2.8. Рабочее место (стол, стул, полки). Габаритная схема.

Рис. 2.9. Габаритные схемы мебели для спальной комнаты: 1, 2 — прикроватные тумбы; 3 — диван-кровать; 4 — стул; 5 — кресло; 6 — кровать; 7 — столик спального места в отдельной комнате. Длина спального места 200..210 см, ширина одинарной кровати 80 см (минимальная 70 см, максимальная 90 см), полуторной— 120 см, двойной (двухспальной) — 140 см. По конструкции кровать может быть обычной или трансформируемой: выдвижной, складной (убираемой в шкафную нишу), откидной. Существуют и другие типы трансформации: диван-кровать, кресло-кровать. Во всех случаях обязательно предусматривается место для хранения постельных принадлежностей в виде прикроватной тумбы, встроенного ящика, полки и т. п.

Каждая кровать должна иметь подход с боковой стороны.

В условиях недостатка площади спальня часто является местом для учебных занятий, профессиональной деятельности, творчества и т. п. Рабочее место подразумевает, главным образом, письменный стол, кресло или стул. Рабочая зона ограничивается книжными полками, стеллажом, шкафом. Возможны и другие виды рабочих мест, например кульман, мольберт и т. п. Удобный стол для различных занятий можно получить, расширив подоконник на 45..50 см.

В средней полосе и наиболее холодных районах кровати рекомендуется располагать только возле теплых внутренних стен. Если же такой возможности нет, то кровати ставят на некотором расстоянии от внешних стен. Расстояние от кровати, поставленной параллельно внешней стене с окном, должно быть не менее 70 см.

Если кровать размещена параллельно глухой внешней стене, то это расстояние может быть уменьшено до 55 см. Впритык к внешней стене кровать разрешается ставить только торцом. Нежелательно ставить кровати возле нагревательных приборов, так как избыток тепла мешает нормальному сну. Ширина прохода между двумя параллельными кроватями должна быть не менее 50 см.

К двухспальной кровати подход должен быть с двух сторон (рис. 2.10..2.12).

Рис. 2.10. Спальня для одного человека. Габаритная схема.

Рис. 2.11. Спальня для супругов. Габаритная схема.

Рис. 2.12. Спальня для двух человек. Варианты габаритных схем (а, б).

В связи с тем что маленький ребенок до 3-летнего возраста нуждается в уходе в ночное время, возникает необходимость оборудования для него в спальне отдельного уголка. В нем находится детская кроватка. Ее располагают с таким расчетом, чтобы свет от люстры и прямые солнечные лучи не попадали на спящего ребенка. Чтобы уберечь его от простуды, кроватка должна быть подальше от окна и в стороне от возможного направления сквозняка, который образуется между окнами и дверями или между окнами, расположенными в разных стенах. Если возможно, устанавливают комбинированный шкаф для детской одежды и игрушек. На полу выделяют место для игр (рис. 2.13, 2.14).

Рис. 2.13. Уголок одно-двухлетнего ребенка в общей комнате. План. Место для игр выделено синей линией, рядом находятся детская кровать и шкафчик для игрушек.

Рис. 2.14. Уголок дошкольника в общей комнате. План. Оборудование для игр и занятий включает детский стол, стул, кровать, шкаф для одежды и игрушек, тумбочку.

Успех в решении спальни во многом зависит от оборудования и оформления стены возле спального места. Для этого можно использовать ковер, гобелен, пристенные шкафы, комоды, картины.

В спальной комнате может быть ниша. Если ее ширина больше 2,2 м, в ней, можно установить кровать, а если меньше — встроенную мебель, рабочий стол.

Комната-гардеробная — идеальное место для хранения вещей в жилом помещении. Существует два варианта размещения отдельной комнаты-гардеробной в квартире: у входа и около группы помещений для сна, между спальней и ванной. Гардеробная у входа в дом обычно имеет небольшие размеры и предназначена для верхней уличной одежды. Гардеробная рядом со спальней служит для хранения всей одежды домочадцев: костюмов, платьев, пальто, обуви, шапок и др. Эта комната должна иметь хорошее искусственное освещение. В гардеробной должно быть много дополнительных элементов оборудования, обеспечивающих хранение одежды. Это полки, держатели, вешалки, лестницы и длинные палки с крючком на конце для снятия одежды, висящей наверху. На стены надо прикрепить держатели для полок, а также планки, на, которые вешают костюмы и платья. В этом помещении хорошо иметь небольшой стульчик, на котором можно сидеть при надевании обуви. На внутренней стороне двери удобно сделать зеркало во всю высоту, у противоположной стены — туалетный столик (рис. 2.15).

Рис. 2.15. Пример оборудования гардеробной: 1 — вешалка; 2— вешалка с полкой для головных уборов и подставка для обуви; 3— шкаф для белья.

Комната для детей (детская). В зависимости от возраста детей различают два типа детских: для детей дошкольного и школьного возраста. Оборудуя комнату для детей, необходимо придерживаться следующих принципов: оставлять как можно больше места, свободного от мебели; количество мебели должно быть минимально необходимым; размеры мебели должны соответствовать росту детей.

Занятия детей дошкольного возраста достаточно просты: сон—еда — игры. Поэтому состав мебели в комнате для дошкольников включает: кроватки, шкаф для одежды и белья, шкаф для книг и игрушек, стол, стулья. Лучше всего иметь мебельную комбинированную стенку для детей, в которую входят шкафные секции, стеллажи, ящики универсального назначения. Из таких ящиков дети могут самостоятельно выгораживать себе игровое пространство, а после игры в них можно сложить игрушки и задвинуть на место.

Дети любят писать и рисовать прямо на стенах; лучше, если это будет настенная доска или специальные обои. Зону для игр обычно располагают возле окна, где она хорошо освещается солнцем, и может содержаться в надлежащей чистоте. На пол хорошо положить ковер, висячая лампа должна освещать одновременно стол, доску для рисования, ковер. Кровати располагают вдоль стен в глубине комнаты (рис. 2.16).

Рис. 2.16. Комната для двух дошкольников: 1 — кровати; 2 — комбинированный шкаф для книг и игрушек; 3 — место для игр; 4 — доска для рисования; 5 — стол.

Рис. 2.17. Уголок школьника в общей комнате: 1 — дополнительное спальное место; 2 — стеллаж; 3—диван-кровать; 4 — рабочее место школьника; 5 — книжный шкаф; 6 — комбинированный шкаф; 7 — обеденный стол.

Рис. 2.18. Оборудование комнаты для двух школьников: 1 — кушетки; 2 — рабочий стол; 3 — комбинированный шкаф для книг, одежды, обуви, игрушек.

Рис. 2.19. Комната для молодежи; 1 — комбинированный шкаф вдоль всей стены; 2 — кресла на роликах; 3— журнальный стол; 4 — откидная кровать (убирающаяся в шкаф}; 5 — спаренный рабочий стол у окна.

В целях экономии площади для детей можно поставить двухъярусные кровати. Относительное положение двух кроватей разнообразно: угловое, совмещенное, выдвижное. На верхнюю кровать поднимаются по специальной лесенке.

С того дня как дети переступают порог школы, резко меняются их жизненный уклад, потребности, мир интересов. Мебель нужна большего размера и обязательно включает рабочий стол.

В комнате организуют зоны: рабочую, для игр, отдыха, сна.

Рабочая зона располагается, возле окна с таким расчетом, чтобы свет на нее падал слева или прямо. Зону игр и отдыха также желательно располагать вблизи окна (рис. 2.17, 2.18).

Стол для занятий одного ученика имеет длину не менее 90 см, для двух — не менее 180 см. Ширина стола — 60 см, высота принимается в соответствии с ростом. Стол можно сделать самому, использовав старые щитовые двери, доски или офанерованную плиту соответствующих размеров.

Каждое место для занятий должно иметь свою настольную или висячую лампу, располагаемую с левой стороны. Стол желательно поставить так, чтобы дети сидели лицом к стене. Это в определенной мере способствует концентрации внимания во время занятий.

На стене над столом по всей его длине рекомендуется закрепить тщательно оструганную доску, или несколько оструганных реек, или пенопластовый щит, на котором ученик может повесить расписание занятий, календарь, рисунки.

Рядом со столом для занятий можно поставить небольшой стол-верстак, оборудованный тисками. На стене над верстаком — место для инструментов, под верстаком — корзина для мусора и опилок.

Если в комнате живет девочка, то вместо верстака можно устроить место для рукоделия и шитья.

Нередко бывает, что у детей скапливается много книг, журналов, рисунков, коллекций, которые не помещаются в книжном шкафу и загромождают комнату. Чтобы избежать захламления, Возле одной из стен, лучше с торцовой стороны, следует смонтировать стеллаж на всю высоту комнаты. Расстояние между полками — 27..35 см, ширина полки — 25..27 см.

Рис. 2.20. Альков в общей комнате: а — общий вид; б — план комнаты.

Комнату для молодежи рекомендуется оснастить трансформирующейся мебелью (диван-кровать, шкаф-секретер) и оставить как можно больше свободного места.

Рабочую зону составляют письменный стол или доска, емкости для хранения книг, принадлежностей, радиоэлектронного оборудования. Обычный письменный стол можно заменить самодельным, разместив крышку шириной не менее 60 см в торце, комнаты между двумя параллельными стенами. Рабочая зона располагается возле стены с окном или возле продольной стены так, чтобы дневной свет падал прямо или с левой стороны.

Вместо отдельных шкафов в спальной зоне можно поставить многоцелевой шкаф. В комнате для девушки желательны туалетный столик или хотя бы зеркало.

Оптимальной мебелью для сна является диван-кровать, которая в дневное время используется для отдыха. Для комнат малого размера (8..9 м2) оправдано применение откидной или двухъярусной кровати (рис. 2.19).

Комната для старшего поколения должна быть не менее 9 м2 по возможности с выходом на веранду, балкон. В этой комнате должны быть кровати, 1..2 стула, шкаф. В комнате может находиться рабочий стол или оборудовано рабочее место. В стесненных условиях может выручить альков в общей комнате (рис. 2.20).

rss